Обеспечение гарантий качества профессионального образования является важнейшей задачей образовательной политики России. Наличие и функционирование в вузах систем менеджмента качества позволяет гарантированно обеспечивать качество подготовки специалистов.

В последнее время в России наметился бум в области сертификации по системе менеджмента качества (СМК) различных организаций на соответствие требованиям международным стандартам качества и, в частности, ISO 9001:2008.

 

С уверенностью можно предположить, что уже сегодня СМК превратился из элемента конкурентного преимущества организации в обязательный фактор его существования на рынке.

 

В свою очередь, государственные и коммерческие высшие учебные заведения также не остались в стороне от этого процесса, и этому также есть объяснение.

1. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества – формальное требование при государственной аккредитации вуза.ISO 9001 создает преимущества для вузов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.

3. Наличие сертифицированной СМК – гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.

4. Результативная и эффективная СМК – основа конкурентного преимущества вуза.

5.Управляемость ВУЗа улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. Повышается прозрачность ВУЗа в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций.

 

Что является основой системы менеджмента качества?

1. Ориентация на потребителей. Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице министерства образования России, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2. Лидерство руководства и вовлечение персонала. Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3. Процессно-ориентированный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов вуза, определению ответственных за такие процессы и документальной регламентации последних.

4. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы, содействующей результативности и эффективности организации для достижения ее целей.

5. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

6. Принятие решений, основанное на фактах и данных. Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой».

7. Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками). Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:

- школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;

- организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);

- другие вузы России, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;

- любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.

Руководство филиала БГУЭП в г. Якутске приняло решение внедрить систему менеджмента качества предоставления образовательных услуг еще в 2006 году.

 

В целях обеспечения качества подготовки специалистов в образовательный процесс филиала были введены инновации:

1. Развитие информационно-методического обеспечения учебного процесса.

2. Введение автоматизированной системы управления учебным процессом (переход на автоматизированный централизованный расчет часов кафедр; на централизованное составление учебной нагрузки ППС, автоматизированная система учета успеваемости студентов).

3. Введение модульно-рейтинговой системы обучения и контроля знаний студентов.

 

По итогам прохождения процесса сертификации в 2010 году филиал получил сертификат в области системы менеджмента качества. Несмотря на это, чтобы поддерживать уровень системы ISO 9001:2008, филиал ежегодно проводит внутренние аудиты подразделений, а также внешние надзорные проверки аудиторами-экспертами из компании NQA.

 

Внедрение СМК в филиале позволило выйти на новый качественный уровень предоставления образовательных услуг. Результатом внедрения СМК является:

• повышение ответственности преподавателей и сотрудников на всех уровнях учебной, научной и административной деятельности по управлению качеством образовательных услуг;

• повышение качества учебного процесса путем систематизации, сбора, распространения, анализа и хранения необходимой информации (учебные планы, успеваемость и удовлетворенность студентов и т.д.);

• работа со всеми вопросами, предложениями и жалобами учащегося;

• улучшение контролируемости всех сфер организации за счет прозрачности всех процессов и наличия информации о характеристиках и тенденциях процессов;

• расширение и удержание ниши в образовательной деятельности;

 

В современных социально-экономических условиях филиал продолжает улучшать свою деятельность, в том числе оптимизировать процессы, организационную структуру, внедрять инновационные подходы в управлении.

В июне 2013 г. в филиале был проведен ресертификационный аудит СМК результативности системы менеджмента качества ведущим аудитором NQA-Russia в области высшего профессионального образования. Внешняя оценка деятельности вуза проводилась на основе анализа результативности системы менеджмента качества филиала БГУЭП в г. Якутске за период 2010-2013 годы.

 

При проведении ресертификационного аудита внешним аудитором NQA-Russia отмечено, что система менеджмента качества вуза активно развивается, поддерживается и обеспечивается необходимыми ресурсами.

 

По результатам внешней оценки системы менеджмента качества филиала вынесено положительное решение, что система менеджмента качества нашего образовательного учреждения динамично развивается и соответствует требованиям Международного стандарта ISO 9001:2008, активно поддерживается сотрудниками и обеспечивается Высшим руководством. Вынесено положительное решение о продлении сертификата, удостоверяющего, что система менеджмента качества филиала прошла оценку и регистрацию уполномоченной организацией на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2008.

12.02.2014, 11:43
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Отображение изображений:
Вкл
Выкл

Расширенные настройки отображения сайта